1111

1960-79 год.

Постмодернизм вливается в архитектуру. «Бумажники» интуитивно схватывают концепции, основанные на философском понимании сложности и нестабильности. Появляются первые футуристические проекты, связанные с принципами нелинейного/сложного построения формы. Такого рода проекты, например, выполняла студия «Аркигрэм»1.

Computer City Project 1964

"Аркигрэм". Computer City Project_1964.

1980-84 год.

Математические принципы нелинейности приобретают актуальность в естественных науках, например, физике, биологии. Эти принципы прослеживаются в исследованиях бельгийского физика/химика Ильи Пригожина, украинского радиофизика/космофизика Леонида Черногора, математика Георгия Малинецкого и многих других известных ученых.

Dissipative Structures Defined Ilya Prigogine

Илья Пригожин. Диссипативные структуры.

1985-89 год.

В архитектурно-дизайнерской среде очень популярны постмодернистские идеи. Ироничные, порой отрицающие классические нормы и правила, они связаны с выстраиванием архитектурного пространства как некоего текста. В пример можно привести «Дом-бинокль» Френка Гери, «Векснер-центр» Питера Эйзенмана или «Haas-Haus» Ханса Халляйна.

Wexner Center for the Visual Arts and Fine Arts  Peter Eisenman 1989

Питер Эйзенманн. "Векснер центр"_1989.

1985-91 Френк Гери ChiatDay Building Venice California

Френк Гери. Рекламное агентство "ChiatDay Building"_1985-91.

1990-94 год.

Социологи, философы, культурологи вторят, что наш мир «соткан» из нелинейных, самоорганизующихся материй, сложных систем и процессов. Известные философы, такие как, Жак Деррида, Жиль Делёз, Жан Франсуа Лиотар, социолог/культуролог Жан Бодрияр, вдохновляют своими трудами практикующих архитекторов, например, Вольфа Д. Прикса, Френка Гери, Питера Эйзенмана – плодотворно творящего в эти годы.

Жиль Делёз

Жиль Делёз.

Peter Eisenman Architect model of Haus Immendorf Dusseldorf  Germany  1993

Питер Эйзенманн. Макет "Haus Immendorf "_1993.

1995 год.

Идеей скульптурных пространственных форм «заболевают» архитекторы-новаторы. Филипп Джонсон строит посетительский центр «Da monsta». В Праге, архитекторы Френк Гери и Владо Милунич реализуют «Танцующий дом».

Da monsta Philip Johnson glass-house 1995

Филипп Джонсон. "Da monsta" glass-house_1995

1996 год.

Цифровая графика уверенно входит в деятельность архитекторов, работающих в области современной архитектуры. Питер Эйзенман, Том Мэйн, Френк Гери, Заха Хадид, Рем Коолхас, Бен Ван Беркель и многие другие активно экспериментируют с компьютерными моделями.

diagram house Мobius Ben van Berkel  1993-1998

Бен Ван Беркель. Компьютерная модель house Мobius_1993-1998

1997 год.

Виртуальная среда открывает для архитекторов, субъективное четвертое, пространственно-временное измерение. «Цифровые бумажники», Грег Линн, Шулан Колатан, другие архитекторы и их студенты проводят топологические эксперименты с формой. Два года спустя Хани Рашид спроектирует виртуальный музей Гугенхайма.

Guggenheim Virtual Museum hani rashid 1999

Guggenheim Virtual Museum  hani rashid 1999

Хани Рашид. Виртуальный музей Гугенхайма_1999

1998 год.

Очень популярным стилем в мировой проектно-строительной практике становится деконструктивизм, «ломающий» все классические каноны. Тексты теоретика Чарльза Дженкса, труды философов Жака Деррида, Жиль Делёза находят яркий отклик в постройках Даниеля Лебескинда, Вольфа Д. Прикса (Кооп Хемельб(л)ау).

Dresden-Kristallpalast-UFA cinema Center Coop Hemelblau 1996-98

Куп Хемельб(л)ау. Киноцентр "Kristallpalast-UFA"_1996-98

1999 год.

Математические принципы нелинейности востребованы в специализированных CAD-программах, которые актуальны среди архитекторов-новаторов, работающих в направлении экспериментального формообразования. Этот факт в короткие сроки находит отклик на рынке цифровых технологий. В крупных корпорациях, таких как Autodesk, Bentley system ведутся разработки специализированных программ.

gc typical interface lg

Программа "Bentley micro station".

2000 год.

Появление у архитекторов генеративных программ с одной стороны и тесная взаимосвязь с учеными и философами с другой, рождают сложные текучие, складчатые, динамичные формы. Шулан Колатан проектирует «Raybould house».

headZbrush1

Sulan Kolatan Raybould House 2000

Моделирование в Zbrush и трехмерные модели "Raybould house" Шулан Колатан.

2001 год.

Строительные технологии выходят на новый уровень, позволяя решать сложные конструктивные задачи при реализации архитектурных объектов, изогнутых в разных направлениях. Примером тому «Скрученный торс» архитектора Сантьяго Калатрава.

Скрученный Торс Сантьяго Калатрава 2001-2005

Сантьяго Калатрава. Небоскреб "TurningTorso"_2001.

2002 год.

Архитектура переживает пик деструктивных форм. Эрик Ван Эгераат строит офисное здание «ING» в Будапеште. Рэм Коолхас библиотеку в Сиэтле. Бен Ван Беркель проектирует театр «Агора» в Лейстаде (Нидерланды). Постепенно образовывается вакуум. Архитектурно-дизайнерское сообщество ищет вдохновения в природных формах и естественных явлениях, которые в состоянии реализовать с технической точки зрения. Грег Линн воплощает идею бионического музея «Арка мира», а Ларс Спойбрук «Мягкий офис».

Seattle Public Library Rem Koolhas-OMA 2001-2004

Рэм Коолхас(ОМА). Библиотека Сиэтла_2001-2004

Грег Линн Арка мира 2002

Грег Линн. Проект "Арка мира"_2002.

2003 год.

В среде молодых творцов, архитекторов, дизайнеров, медийных художников, популярностью пользуется термин дигитальность (digital, с англ. – цифровой). Порой виртуальная среда становится полигоном для воплощения концепций, малореализуемых в реальной жизни. Архитектор-скриптер Михаэль Хансмейер экспериментирует с цифровыми формами в проекте «L-system»3.

Parametric L-System with sub-system Michael Hansmeyer 2003 3

Михаэль Хансмейер. Эксперименты с параметрическими моделями в проекте "L-System"_2003.

2004 год.

Масштаб теряет актуальность. Например, строящийся комплекс Пекинской Оперы и компьютерная мышка от Филиппа Старка очень похожи с формальной точки зрения.

041105 OpticalMousebySTARCK

Филипп Старк. Оптическая мышь для "Microsoft"_2004.

National Grand Theatre в Пекине арх. Поль Андре 2001-2007 2

Поль Андре. Пекинская Опера_2001-2007

2005 год.

Программные расчеты позволяют воплощать в жизнь конструкции сложно изогнутых поверхностей. Массимилиано Фуксас заканчивает строительство Нового центра Миланской Ярмарки. Появившиеся технологии 3-d прототипирования позволяют создавать наглядные макеты объектов с различной степенью сложности, например «Bondi Project».

111

3Dпринтинг "Bondi Project"_2004.

Nuovo Polo di Fiera Milano Massimiliano Fuksas 2005

Массимилиано Фуксас. Миланская ярмарка "Nuovo Polo di Fiera Milano"_2005.

2006 год.

Наступает эра архитектурного глобализма. Звездные архитекторы и дизайнеры проектируют мультифункциональные объекты. Зачастую формы объектов визуально аморфны и многозначны с точки зрения символизма, как например «Центр исполнительных искусств» или постройка винодельни в Испании, спроектированные в мастерской Захи Хадид.

Винодельня Лопес де Эредиа Тондониа 2001-2006

Заха Хадид. Винодельня Винодельня "Лопес де Эредиа Тондониа"_2001-2006

Центр исполнительских искусств Заха Хадид 2006 макет 1

Заха Хадид.  "Центр исполнительских искусств", макет_2006.

2007 год.

Строительство криволинейных конструкций так же реально, как связаться через интернет с человеком на другом конце света. Технологии MeshSystems, FIDU, D-shape, Contour Crafting открывают новые возможности, способствующие реализации объектов современной архитектуры. Архитектурная студия MAD строит «пузыристый» музей, используя MeshSystems. Выходит релиз плагина Grasshopper для генеративного моделирования в Rhino 3d.

enrico-dini-sardinia-D-Shape technology02

Энрико Дени. технология прототипирования D-Shape. Деталь виллы в Сардинии

ERDOS MUSEUM MAD structure-axo 2007 mesh system technology

Студия МЭД. "ERDOS MUSEUM"_2007. Технология пространственных конструкций "mesh system".

2008 год.

Архитектура становится подвижна. Дэвид Фишер воплощает идею динамического небоскреба. Генеративные компьютерные программы позволяют проводить эксперименты в виртуальной среде. Михаэль Хансмэйер исследует потенциал геометрических примитивов в проекте «Платоновы тела».

Concepts-Rotating-Tower-Dubai-in-United-Arab-Emirates-by-Dr.-David-Fisher 2008

Дэвид Фишер. Концепт-модель вращающегося небоскреба в Дубаи_2008.

Michel Hansmeyer 2008 platonic solids4

Михаэль Хансмейер. Эксперименты с параметрическими моделями в проекте "Platonic solids"_2008.

2009 год.

Заха Хадид и Патрик Шумахер публикуют манифест параметристов:

«Современная авангардная архитектура отвечает на требования повысить уровень артикулированной сложности, переводя свой инструментарий и свои методы на основу параметрических проектных систем. Современный архитектурный стиль, ставший доминирующим внутри современного архитектурного авангарда, можно лучше всего понять как исследовательскую программу, основанную на параметрической парадигме.

Мы предлагаем назвать этот стиль «ПАРАМЕТРИЗМОМ».

ПАРАМЕТРИЗМ - это великий новый стиль после модернизма. Постмодернизм и деконструктивизм были переходными эпизодами, которые указали дорогу этой новой, длинной волне исследования и инноваций.»

« Постмодернизм и деконструктивизм были лишь краткими эпизодами... Сегодня архитекторы должны думать о сгустках жидкостей в движении, структурированных с помощью спиральных радиоволн...»

Burnham Pavilions by Zaha Hadid 2009

ЗахаХадид. "Burnham Pavilion" by Hadid_2009.

2010 год.

Нано-технологии и эксперименты с кибернетическими механизмами способствуют внедрению интерактивных фасадов и оболочек, реагирующих на естественные/искусственные внешние раздражители. Примером тому кинетическая архитектура Неда Кана, инсталляция «LOTUS 7.0» студии Роузгаарда или Британский павильон Томаса Хитервика, сочетающий в себе высокие технологии и биологический подход.

инсталляция LOTUS 7.0 2010 2

Инсталляция LOTUS 7.0_2010

Британский павильон от Thomas Heatherwick для Экспо 2010 в Шанхае 2

Томас Хитервик. Британский павильон для Экспо 2010.

 

Интернет и технологии дополнительной реальности вовлекают потребителей в информационную цифровую среду, адаптации к которой способствуют мультидисциплинарные веб-дизайнеры. Современная архитектура развивается в сторону медиа, объединяя виртуальность и реальность. Концепт BIG для Ауди, представленный на Венецианской Бьеннале 2010 года, является ярким примером того, как информационная среда способна повлиять (в недалеком будущем) на развитие городов.

Audi Urban Future Award Price Ceremony in Venice 2010 Bjarke Ingels Group Thesis for the city of the future 3

Audi Urban Future Award Price Ceremony in Venice 2010 Bjarke Ingels Group Thesis for the city of the future

Бъёрке Инглс (BIG). Концепт "Audi Urban Future" на Винецианской Биеннале 2010.


1Аркигрэмовцы (Питер Кук, Рон Херон, Дэнис Кромптон, Уорон Кларк, Дэвид Грин, Майкл Веб) утверждали, что главные свойства современной архитектуры — текучесть, динамизм, ничем не сдерживаемая изменчивость (по материалам Википедии, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8D%D0%BC).

например Grasshopper

3Название указывает на математические процессы, используемые в проекте. (по материалам Look at me, http://www.lookatme.ru/flow/posts/design-radar/59628-michael-hansmeyer-generativnaya-arhitektura )


скачать плакат "от нелинейности к параметризму" можно ниже

Другие материалы в этой категории: